Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Токсикология ядовитых растений  Читатели спрашивают 
 

2. ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ УСЛОВИЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ RESP. ТОКСИЧНОСТЬ ЯДОВИТЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ

Процессы ядообразования и ядонакопления в ядовитых растениях не являются стабильными. Они непрерывно изменяются в зависимости от зонально-экологических условий местности и фенологических особенностей каждого в отдельности растения на протяжении всего его развития. Они не остаются одинаковыми и в различных частях одного и того же растения на определенном этапе его жизни.

Знать закономерности ядообразования и ядонакопления у ядовитых растений должен каждый практический работник животноводства, так как это дает возможность четко представлять, какие части ядовитого растения, в какие сроки и при какой погоде могут быть наиболее опасны для животных.

Количество действующих веществ, или степень токсичности, ядовитого растения с широким ареалом распространения в зависи¬мости от условий размещения в ареале может быть крайне различным или токсичность может даже совершенно отсутствовать. У полыни таврической, ареал распространения которой включает Крым, Кавказ, Прикаспийскую низменность, зона ядовитости ограничивается, по-видимому, только некоторыми районами Северного Кавказа и Дагестанской АССР (И. А. Гусынин); чемерица в пределах Алтая и некоторых районов Армянской ССР не только не ядовита, но считается хорошим кормовым растением (А. А. Хребтов, С. К. Карапетян); аконит в северных частях ареала распространения (Норвегия) не вызывает отравлений, и молодые побеги его употребляются в пищу.

Зависимость ядообразования и ядонакопления от географического размещения может быть характерна для всех ядовитых растений. Часто, касаясь алкалоидных растений, обнаруживается закономерность: количество ядовитых растений и содержание в них ядовитых действующих веществ увеличиваются от севера

к югу. Наибольшее количество алкалоидных ядовитых растении свойственно флоре полупустынных и горных районов.

При недостаточности знаний о влиянии зонально-экологических особенностей на формирование внутренних свойств ядовитых растений практически трудно определить границы зон их вредности или безвредности в общем ареале распространения. Поэтому лучше считать, что ядовитость как естественное свойство, присущее виду или роду растений и возникшее в результате длительного приспособления к внешней среде обитания, может сохраняться на протяжении всего ареала распространения растений. В Вологодском педа¬гогическом институте (1946—1947) было проведено обследование ряда ядовитых растений с широким ареалом и установлено, что в разных местах они оказались одинаково ядовитыми (С. С. Норкина, Н. А. Пахарева, 1948).

Растения могут отличаться по содержанию действующих веществ и токсичности даже в пределах близкого географического размещения. В этом случае, кроме состава почвы, имеют значение экспозиция растения в отношении стран света, близость к воде и др. Например, горчак, выросший на сухих возвышенных равнинах Уральских степей, малотоксичен или вовсе нетоксичен и, наоборот, становится ядовитым, если вырастает на низменных заливных местах. В условиях Севанского района Армянской ССР чемерица практически неядовита и поедается животными без каких-либо серьезных последствий для них, но та же чемерица в условиях Апаранского района Армении токсична и опасна (С. К. Карапетян).

В динамике накопления алкалоидов, в частности в горных растениях, большое значение имеет положение их над уровнем моря. Например, наибольшее накопление алкалоидов в аконитах носатом и восточном происходит на высоте 1400 м над уровнем моря (А. Л. Шинкаренко, Е. А. Грязнова, 1957), а у чемерицы — на высоте 1800-2000 м (А. Л. Шинкаренко, Л. Д. Сунцова, 1957).

В результате обследования почти половины видового состава флоры Армении (1228 видов) получены следующие данные о количестве алкалоидоносов среди растительности различных частей республики. Наибольшее количество алкалоидоносов (68% всего растительного состава) найдено среди растений субальпийского пояса и пояса полупустыни; бедна алкалоидоносами флора альпийского пояса (возможно, вследствие низкой температуры воздуха, недостатка осадков, избыточного ультрафиолетового излучения), лесного пояса и степных мест с преобладанием злаковой растительности. Интересны данные о количестве алкалоидоносов в группах растений по их жизненным формам: более всего алкалоидоносных растений (21%) среди кустарников и полукустарников, менее среди двулетников (16%), многолетников (14%), деревьев (11%), одно¬летников (10%) (С. Я, Золотницкая, 1957).

Вопрос о влиянии в условиях микроклимата химического состава почвы на ядообразование у растений в настоящее время тесно соприкасается с учением о биологической роли микроэлементов (редких металлов). Недостаток или избыток этих элементов в почве может существенно влиять на биологическое значение всей растительности той или иной местности; в частности, это может обусловить возникновение эндемических заболеваний людей и животных (например, заболеваний крупного рогатого скота, известных в Латвийской и Эстонской ССР, под названием “болотной болезни”, “сухотки”).

Почвы некоторых местностей Ирландии содержат значительное количество селена. Наличием селена в местной растительности объясняют хронические заболевания крупного рогатого скота и лошадей, характеризующиеся выпадением волос, особенно хвоста, образованием поперечных трещин на копытах и отпадением рогового башмака (Fleming, Walsh, 1958). Указывают также на поглощение селена астрагалами и ядовитость их для животных, если содержание селена в почве находится в пределах 0,5—40 мг %.

Особое, по-видимому, значение в вопросе о накоплении действующих веществ в ядовитых растениях может иметь интенсивность и продолжительность солнечного освещения (инсоляция). Практика культивирования алкалоидных растений свидетельствует о возможности повышения содержания алкалоидов при затенении растений. Следовательно, растения, выросшие в затененных местах, будут более ядовитыми, чем растения, выросшие на местах, открытых для солнца. Даже смена дня и ночи влияет на процессы образования ядовитых веществ, в частности алкалоидов. У некоторых растений (белена, дурман) эти процессы более интенсивны ночью, и растительный материал, собранный утром, содержит больше действующих веществ, чем собранный вечером. Возможно, интенсивностью и продолжительностью инсоляции обусловлена и ярусная изменчивость в накоплении действующих веществ; обычно в верхних и нижележащих частях растения количество действующих веществ бывает различно.

В некоторых случаях фактором, способствующим образованию и накоплению ядовитых продуктов в растениях, может быть резкое изменение метеорологических условий, ведущее к нарушению роста растений или к увяданию. Это наблюдается, например, у растений, образующих синильную кислоту.

Очень значительно изменяется химический состав в семенах посевного проса, отставшего в развитии вследствие неблагоприятной погоды (жары). Обмен веществ в них настолько извращается, что образуются совершенно необычные для растения вещества, вредные для животных.

Количество ядовитых соединений в растениях может изменяться во время сильного дождя: ядовитые вещества в этом случае как бы вымываются из листьев растений и могут находиться в спадающей с растений дождевой воде. Это доказано для глюкозидов горькой полыни (Artemisia absinthium L.) (Д. В. Лебедев, 1948). Содержащая

полынные глюкозиды вода, всасываясь корнями соседних растении, оказывает на них специфическое (угнетающее) действие, представляя пример так называемой аллелопатии (действия через пространство одних растений на другие).

Содержание действующих начал в ядовитых растениях не остается постоянным в продолжение всего периода их развития. Наиболее высоким оно бывает обычно лишь в определенной стадии жизни растений. Например, из наземных частей чемерицы наиболее ядовиты молодые, нераспустившиеся ростки, питающиеся еще за счет корневища; у некоторых видов дурнишника наиболее ядовиты самые первые листочки. В маке наибольшее количество алкалоидов содержится в млечном соке не совсем зрелых головок; по мере созревания головок количество алкалоидов уменьшается. Молодые части дурмана богаче алкалоидами, чем вызревшие. Содержание алкалоида эфедрина в кузьмичевой траве (хвойник) на разных фазах развития ее колеблется от 0,3 до 2,5% (А. П. Орехов).

Наибольшее ядообразование в определенной фазе развития растения можно указать для большинства ядовитых растений. С прекращением жизнедеятельности растения (естественное отмирание) ядообразование в его наземных частях прекращается; оно может продолжаться только в подземной части (корневище, корни двулетних, многолетних растений).

У двудомных растений синтез ядовитых веществ зависит от стадии развития и пола. Например, у хвойника накопление алкалоидов до периода цветения примерно одинаковое как у мужских, так и у женских растений; после опыления образование алкалоидов у мужских уменьшается, а у женских к периоду созревания плодов достигает максимума (М. А. Быкова).

Распределение действующих начал в различных частях вполне развившегося растения также не бывает равномерным. Находясь в том или ином количестве во всех органах растения, действующие начала локализуются в определенных частях. У аконита, веха, чемерицы яд откладывается преимущественно в корневище, у наперстянки — в листьях, а у пикульников, софоры, куколя, гелиотропа — в семенах. Пример очень узкой локализации действующих веществ можно видеть у среднеазиатского растения эминиума Леманна. Луковица этого растения весьма ядовита и используется местным населением для отравления волков и лис; отходящие же от луковицы корни без вреда используются пастухами для утоления жажды (В. Н. Минер вин).

Таким образом, ядовитые растения одного и того же вида в зависимости от природных условий и стадии своего развития могут содержать различные количества ядовитых веществ или даже не содержать их. Возможность отравления и степень его клинического проявления могут быть весьма неодинаковыми и зависят от того, какие части растения и когда съедены или скормлены животным.


^ЗГЛ: 2. ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ УСЛОВИЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ RESP. ТОКСИЧНОСТЬ ЯДОВИТЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ